Деловая Россия за рубежом
Главная | | Регистрация | Вход
 
Пятница, 07.02.2025, 09:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2015 » Март » 30 » Бизнес-разведка: законные методы и запрещенные приемы
10:32
Бизнес-разведка: законные методы и запрещенные приемы

06.03.2015

Евгений ЮЩУК, директор ООО «Маркетинг рисков и возможностей», член Международного общества профессионалов конкурентной разведки SCIP, к.э.н. (г.Екатеринбург)

Резкий спад в экономике и кризис долгов - суровая проверка бизнеса на выживаемость. Обостряется конкурентная борьба, ее методы становятся более жесткими, а иногда и вовсе незаконными. Неудивительно, что самым ценным товаром и одновременно самым сильным оружием оказывается информация. Но для дальнейшего безопасного использования информации ее необходимо получить законным способом. 

Два лица разведки в бизнесе

Промышленный шпионаж в России не юридический термин в отличие, скажем, от США, где есть закон о промышленном шпионаже.[1]. Однако в большинстве случаев смысл его понятен даже непрофессионалам.

Промышленный шпионаж - одна из форм недобросовестной конкуренции, применяемая на всех уровнях экономики, начиная с небольших предприятий и заканчивая государствами. Основная его составляющая - незаконное добывание сведений, представляющих коммерческую ценность.

В межгосударственных отношениях промышленный шпионаж используется достаточно широко, но в отличие от бизнеса для государственной разведки важную роль играет обеспечение национальной безопасности. А в таких вопросах, как известно, допустимы любые средства и методы работы.

Применительно к бизнесу задача разведки сужается от масштабов целой страны до одной или нескольких фирм-конкурентов. Такой бизнес-шпионаж обычно преследует одну из двух целей: проверить благонадежность делового партнера либо вытеснить его. 
Основное предназначение промышленного шпионажа - экономия средств и времени, и в этом он полностью совпадает с конкурентной разведкой.

Конкурентная разведка (КР) - это сбор и обработка данных из разных источников для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм.

Главное отличие конкурентной разведки от промышленного шпионажа состоит в законности методов получения информации.

Возможности конкурентной разведки

В настоящее время правильно организованная конкурентная разведка не ограничивается изучением конкурентов. В нее входит, например, изучение политической обстановки, законодательства, кадровых перемещений людей, чья деятельность может оказать влияние на компанию, новых технологий, собственных клиентов и поставщиков компании.

При постоянном использовании конкурентная разведка может дать владельцам бизнеса гораздо больше, чем они предполагают. Вот лишь основные ее возможности[2]:

- прогнозирование изменений на рынке;

- предсказание действий конкурентов и поставщиков;

- выявление новых или потенциальных конкурентов;

- возможность учиться на успехах и ошибках других компаний;

- отслеживание информации, связанной с патентами и лицензиями[3];

- оценка целесообразности приобретения нового бизнеса[4];

- изучение новых технологий, продуктов и процессов, которые могут повлиять на конкретный бизнес;

- изучение политических, законодательных или регуляторных изменений, которые могут повлиять на конкретный бизнес;

- оценка соответствия методов ведения бизнеса рыночным реалиям;

- снижение рисков промышленного шпионажа через внутренние каналы;

- использование слабостей конкурента в своей рекламе;

- сбор информации о партнерах и клиентах[5].

Незаконные методы разведки

Государственные разведки настолько хорошо «отточили» инструменты получения и обработки информации, что бизнес с удовольствием готов перенять максимум этих инструментов. Однако не все они могут использоваться в бизнесе на законных основаниях. Чтобы понять почему, достаточно вспомнить, что государственная разведка априори предназначена для нарушения законодательства других стран, и прежде всего уголовного.

Таким образом, в промышленном шпионаже могут быть применены все методы работы конкурентной разведки, но в конкурентной разведке не могут применяться все методы промышленного шпионажа.

Несмотря на отсутствие законодательного определения промышленного шпионажа и специального уголовно-правового запрета, а также организации целенаправленного противодействия данному явлению со стороны правоохранительных органов, определенная практика привлечения к ответственности недобросовестных конкурентов, инсайдеров и бизнес-шпионов уже начинает формироваться.

В апреле 2008г. Кузьминский районный суд г.Москвы признал виновным в покушении на кражу, совершенном с незаконным проникновением в помещение (ч.3 ст.30 п.«б» ч.2 ст.158 УК РФ), монтажника ЗАО «Телеинформ» Алексея Бабурина и приговорил его к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

Как установил суд, Бабурин незаконно проник в техническое помещение ООО «Ти Ком Эксвипмент» (дочерняя компания ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг») и срезал четыре пары кабеля марки NM 10001 Neomax UTP 5e на сумму 6990 руб.

Гендиректор холдинга неоднократно утверждал, что Бабурин совершал не кражу в личных целях, а диверсию в интересах конкурентов. Между тем суд не принял во внимание факт конкуренции между двумя компаниями.

Несмотря на то, что пострадавшей компании не удалость доказать факт промышленного шпионажа со стороны прямого конкурента, данный пример по праву может считаться прецедентом. Впервые при краже кабеля удалось установить связь между злоумышленником и интернет-провайдером. Более того, факт промышленного шпионажа был предан огласке. Если бы расследование было проведено более тщательно и выяснилось, что монтажник ЗАО «Телеинформ» похищал кабель с целью порчи имущества конкурирующей компании, то можно было бы привлечь к ответственности и его работодателя.

Конкурентная разведка в помощь службе безопасности

Любой специалист КР, проводя аудит присутствия компании в Интернете, обнаруживает сообщения, содержащие адреса корпоративной электронной почты: приглашения к знакомству, анкеты, предложения купить услуги или товары. Иногда попадаются старые объявления о поиске работы уже бывшими работниками компании или даже резюме действующих сотрудников.

Подобные сведения могут оказаться весьма интересны недобросовестным конкурентам, которые охотно воспользуются ими для вербовки сотрудника компании в качестве информатора.

Блокировка каналов утечки информации не входит в сферу компетенции КР, однако обнаруженные ею данные о потенциальных источниках утечки среди сотрудников могут быть полезны службе безопасности.

Далеко не всегда руководство компании и корпоративные службы безопасности заявляют на сотрудников в милицию, опасаясь навредить репутации предприятия и лишиться шансов на возмещение ущерба. Впрочем, есть ситуации, когда без вмешательства правоохранительных органов не обойтись.

В Республике Коми правоохранительные органы задержали мужчину, который пытался вынести с территории Ухтинского механического завода пакет документов, содержащих коммерческий секрет. Среди них были запатентованные заводом чертежи с описанием узлов и агрегатов башенных кранов, которые выпускались на заводе.

Прокуратура г.Ухты Республики Коми возбудила уголовное дело по ч.3 ст.183 УК РФ (незаконное получение сведений, составляющих коммерческую тайну, причинившее крупный ущерб и совершенное из корыстной заинтересованности).

Как установило следствие, документы шпиону передал сотрудник завода.

Сомнительные методы получения информации

Помимо законных и незаконных методов получения информации, в арсенале разведки существуют так называемые серые (копание в мусоре, проведение притворных переговоров с контрагентами либо соискателями вакансий, инициация притворных судебных процессов с целью получить доступ к документам конкурента, которые он обычно тщательно скрывает). Их применение не подпадает под нормы уголовного законодательства, но может причинить репутационный вред предприятию.

Организация конкурентной разведки

Поскольку большинство методов разведки может вполне легально и при этом успешно применяться в бизнесе, компаниям нет необходимости прибегать к шпионским уловкам. Для ее эффективной работы даже необязательно создавать специальный отдел в компании. Основные задачи способны решить действующие сотрудники предприятия, если их обучить принципам работы конкурентной разведки и обеспечить необходимыми инструментами.

Любая проблема, за которую берется разведка, решается с помощью следующего алгоритма действий.

Понять, что за проблему необходимо решить и зачем.

Понять, на какие вопросы для этого надо ответить.

Понять, у кого есть ответ на них.

Понять, как подойти к носителю информации и как потом уйти.

Собрать информацию по вопросам.

Проанализировать ее.

Проверить достоверность значимой информации.

Представить информацию в виде кратких выводов, позволяющих принять решение.

Своевременно представить выводы лицу, которое принимает решение.

Таким образом, сбор информации - лишь один из девяти пунктов, причем отнюдь не первый и, как показывает практика, не самый трудный для выполнения. Гораздо сложнее правильно интерпретировать информацию.


Сноски: 

1 Industrial Espionage Act of 1996 (18 U. S. Code, Chapter 90). 
2 Подробнее см.: Larry Kahaner «Competitive Intelligence», Simon & Shuster, 1997. 
3 КР помогает выяснить, какие направления деятельности конкурентов отражены в публикациях, но не защищены патентами. Если компания не смогла либо не захотела защитить созданное ею изобретение в соответствии с законом, она не может жаловаться на то, что кто-то воспроизвел изделия или технологии, подобные ее образцам. 
4 КР позволяет быстро выявить признаки искусственного «накачивания» стоимости компании в целях более выгодной продажи. 
5 Помимо информации о наличии криминальных связей и методах решения проблем, принятых у контрагентов, КР позволяет установить источники их финансирования и, соответственно, снизить риски возможных обвинений в соучастии в отмывании преступных доходов.

http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=81352

http://www.nsbural.ru/Documents/Detail/14918

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Материалы о методах поиска деловой информации

в Интернете

читайте в ежемесячном электронном журнале

"Финансовые правонарушения и преступления".

Об условиях подписки

см. Подписка на 2015 год

Просмотров: 341 | Добавил: Информ | Теги: коммерческая тайна, поиск информации, Бизнес-разведка, Конкуренты, инсафйдеры, утечка информации, промышленный шпионаж, Росфинмониторинг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz